Назначение и устройство лифта. 1. Описательная часть 6. 1.1 Краткая характеристика здания 6. 1.2 Назначение и устройство лифта 9. 1.3 Режимы работы и требования к приводу лифта 18. 1.4 Выбор рода тока и величины напряжения 19. 1.5 Выбор системы освещения здания 21. 2. Расчетная часть 24. 2.1 Расчёт общего освещения здания 24. 2.2 Проверка освещения точечным методом 29. 2.3 Расчет мощности и выбор двигателей лифта 30. 2.4 Проверка выбранных двигателей 34. 2.5 Выбор пускорегулирующей и защитной аппаратуры лифта 35. 2.6 Описание схемы управления 39. Источники информации 44. Электрификация народного хозяйства Российской Федерации является основой развития производительных сил страны. Электрификация обеспечивает выполнение задачи широкой комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, что позволяет усилить темпы роста производительности общественного труда, улучшить качество продукции и облегчить условия труда. На базе использования электроэнергии ведется техническое перевооружение промышленности, внедрение новых технологических процессов и осуществление коренных преобразований в организации производства и управления им. Поэтому в современной технологии и оборудовании промышленных предприятий велика роль электрооборудования, т.е. совокупности электрических машин, аппаратов, приборов и устройств, посредством которых производится преобразование электрической энергии в другие виды энергии и обеспечивается автоматизация технологического процесса. Первостепенное значение для автоматизации производства имеют многодвигательный электропривод и средства электрического управления. Развитие электропривода идет по пути упрощения механических передач и приближения электродвигателей к рабочим органам машин и механизмов, а также возрастающего применения электрического регулирования скорости приводов. Широко внедряются комплектные тиристорные преобразовательные устройства. Применение тиристорных преобразователей не только позволило создать высокоэкономичные регулируемые электроприводы постоянного тока, но и открыло большие возможности для использования частотного регулирования двигателей переменного тока, в первую очередь наиболее простых и надежных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. Электрооборудование промышленных предприятий и установок проектируется, монтируется и эксплуатируется в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и другими руководящими документами. В данном курсовом проекте рассмотрены вопросы освещения шлифовального цеха и электрооборудования лифта. Краткая характеристика здания. Шлифовальный цех предназначен для высококачественной обработки поверхностей изделий механическим и химическим способом. Он является составной частью крупного химического комбината. В шлифовальном цехе размещены: станочное отделение, вспомогательные и бытовые помещения. Станочное отделение относится к пыльному помещению, так как при механической шлифовке постоянно и в больших количествах выделяется пыль, которая удаляется системой вентиляции. Склад химикатов относится к взрывоопасным помещениям, так как там хранятся кислоты и щелочи. Транспортные операции осуществляются с помощью мостовых кранов, грузовых лифтов и наземных электротележек. Электроснабжение цех получает от собственной комплектной трансформаторной подстанции (КТП), подключенной к подстанции глубокого ввода (ПГВ) комбината и расположенной за пределами здания на расстоянии 10 м. По категории надежности ЭСН — это потребитель 3 категории, а вентиляция и ОУ — 2 категории. Прокладка линий ЭСН должна быть защищена от агрессивной среды и механических повреждений. Количество рабочих смен— 1. Грунт в районе здания — песок с температурой +5 °С. Каркас здания сооружен из блоков-секций длиной 8 м каждый. Перечень электрооборудования склада тарных химикатов шлифовального цеха дан в таблице 1. Расположение основного электрооборудования показано на плане (рис. 1). Рис.1 План расположения электрооборудования склада тарных участков шлифовального цеха. Таблица 1 Перечень электрооборудование склада тарных участков шлифовального цеха. Назначение и устройство лифта. Предназначены для перемещения грузов в вертикальном направлении по строго определенному пути. По назначению лифты делятся на: - грузовые с проводником и без проводника, - По скорости движения кабины лифты делятся на: - тихоходные (до 0,71 м/с), - быстроходные (от 1,0 до 1,6 м/с), - скоростные (от 2,0 до 4,0 м/с), - высокоскоростные (более 4,0 м/с). С появлением высотных зданий и сооружений возникает вопрос о максимальных скоростях и высотах подъема, побочных эффектах, связанных с новшествами. Появляются высокоскоростные лифты. Кинематическая схема лифта (рис. 2) Лифтовая установка состоит из трех основных частей, в которых размещено электрооборудование: машинного отделения, шахты и кабины. Машинное отделение предназначено для размещения основного оборудования. Как правило, оно расположено вверху, что считается более экономичным, чем внизу. Однако встречаются лифты и с нижним расположением машинного отделения. В нем установлены: приводной двигатель с электромагнитным тормазом, подъемная лебедка, редуктор, шкаф управления и органы управления при наладке. Оно имеет входную дверь и люк для погрузки оборудования. Лебедки по конструкции могут быть редукторные и безредукторные. Рис.2 Кинематическая схема лифта. У редукторных лебедок канатоведущий шкив крепится к тихоходному валу редуктора. Они применяются на отечественных пассажирских лифтах со скоростью не более 1,6 м/с в сочетании с двухскоростным АД с КЗ-ротором. Скоростные лифты имеют безредукторные лебедки в сочетании с регулируемым приводом постоянного тока независимого возбуждения. Канатоведущий трос крепится непосредственно к валу ЭД постоянного тока. Для зданий и сооружений с большой высотой подъема безредукторные лебедки применяются в сочетании с электроприводом по схеме: реверсивный тиристорный преобразователь-двигатель. Под машинным отделением находится блочное, в котором установлены отводные блоки и ограничитель скорости. Шахта предназначена для размещения направляющих, по которым движутся кабина и противовес, этажной аппаратуры и аппаратуры обеспечения безопасности. С наружной стороны шахты (на этажных площадках) размещена аппаратура «вызова», шахтные двери по всей высоте. Двери шахты открываются автоматически с помощью привода. В нижней части шахты (в приямке) расположены гидравлические буферы кабины и противовеса и натяжные устройства уравновешивающих канатов и ограничителя скорости. Кабина и противовес подвешены на 8 тяговых канатах. Кабина предназначена для размещения груза, аппаратуры управления и сигнализации. Электроснабжение и связь с электрооборудованием вне кабины по гибкому подвесному кабелю. На кабине установлены: привод дверей, ловители скользящего типа, датчики замедления и точной остановки. Этажные переключатели предназначены для коммутации цепей управления движением. Они регистрируют положение кабины, автоматически выбирают направление движения («верх» или «низ») и дают команду на отключение электропривода при остановке. Конструктивно — это трехпозиционные рычажные переключатели (путевые командоаппараты) на три положения (1-0-2), имеющие подвижные (на рычаге) и неподвижные (на корпусе) контакты. Этажные переключатели устанавливаются в стволе шахты на уровне этажа, а на кабине — фасонная отводка, которая действует на рычаг этажного переключателя. При ходе кабины «вверх» поворотом рычага замыкается одна группа неподвижных контактов, а «вниз» — другая. Когда кабина находится на уровне этажа, этажный переключатель — в нейтральном положении «О», а неподвижные контакты разомкнуты. Переключатели скорости предназначены для подачи импульса на снижение скорости перед остановкой кабины. Применяются в быстроходных лифтах с электроприводом двухскоростного исполнения. Они построены по принципу действия этажных переключателей, но конструктивный вид имеют другой. Переключатели скорости устанавливаются в стволе шахты комплектно выше и ниже этажа на расстоянии от 0,5 до 0,6 м. Рычажные переключатели предназначены для управления грузовыми лифтами с проводником. Конструктивно — это трехпозиционные рычажные переключатели с самовозвратом рукояти в нейтральное положение («верх»-0-«низ»), установленные в кабине. Поворотом рукоятки выбирается направление движения, что достигается замыканием пары неподвижных контактов. При отпускании рукоятки контакты размыкаются, и двигатель останавливается (отключается). Рычажные переключатели одновременно используется как конечный выключатель в крайних положениях кабины. Это достигается действием на ролик рычага специальных направляющих в стволе шахты. Индуктивные датчики предназначены для применения в быстроходных лифтах в качестве этажного переключателя и переключателя скорости. Схема таких датчиков на переменном и выпрямленном токе представлена на рис.3. В стволе шахты устанавливается П-образный шихтованный магнитопровод из стали (3), а на кабине стальная скоба (4), представляющая собой магнитный шунт. На магнитопроводе находится катушка с обмоткой (2), к которой подключается реле управления (1) непосредственно или через выпрямитель «Вп». При уходе скобы (магнитопровод размыкается) индуктивное сопротивление (x l ) катушки мало, что обеспечит срабатывание «РУ». Если стальная скоба перекрывает магнитопровод, резко возрастает индуктивное сопротивление катушки (Xl) и реле отпускает. Надежность и четкость срабатывания «РУ» обеспечена включением емкости «С» параллельно катушке, которая выбирается из условия получения близкого к резонансу токов режима. ' Применение «Вп» для питания «РУ» повышает надежность срабатывания магнитной системы реле. Кроме того, в путевых датчиках (ДПЭ) нашли широкое применение устройства с герметичными контактами (герконы). Применение индуктивных датчиков устраняет такие недостатки «ЭП» и «ПС», как шумность и радиопомехи, возникающие при работе контактных устройств. Рис. 3 Принципиальная электрическая схема ИД на переменном (а) и выпрямленном (б) токе. Магнитная отводка. Электромагнитное устройство, устанавливаемое на кабине и контролирующее работу замков дверей шахты. Упор «магнитная отводка» соединен с якорем электромагнита отводки «ЭмО». При нахождении кабины на этаже «ЭмО» обесточен, упор под действием пружины отводит защелку замка двери шахты, позволяя ее открыть. При движении «ЭмО» под питанием — защелка введена, что запрещает открытие двери. Такие защелки применяются в лифтах старой конструкции (или модернизированных) с ручным приводом дверей шахты. Центробежные вентиляторы являются основным элементом различных вентиляционных установок. Они обеспечивают технологический процесс производства (подача газа в рабочие объемы) и условия трудовой деятельности (кондиционеры, общецеховая система вентиляции). Вентиляционные установки достаточно просто поддаются автоматизации по сигналам изменения режима и реагируют на них без участия обслуживающего персонала путем переключения в схемах управления. Это позволяет задачи обслуживающего персонала свести к периодическому контролю за установками и плановой профилактике. Основным параметром регулирования таких установок, на который надо воздействовать, является угловая скорость приводного электродвигателя. Краны - это грузоподъемные устройства для вертикального и горизонтального перемещения грузов на небольшие расстояния. Однотипными узлами всех кранов являются: 1. Механизм передвижения моста. Передвижение моста (несущей конструкции) осуществляется по рельсам подкранового пути, вдоль пролета цеха. Кинематическая схема механизма передвижения представлена на рис. 4. Главные балки коробчатого сечения или в виде решетчатых ферм расположены по ширине пролета цеха и скреплены концевыми балками. Рис.4. Кинематическая схема механизма передвижения моста с общим приводом колес. К концевым балкам устанавливаются ходовые колеса, которые движутся по рельсам. Привод колес от электродвигателя с тормозом через редуктор может быть раздельным или общим. Скорость передвижения моста номинальная - от 2.0 до 2.3 м/с. 2. Механизм передвижения тележки. Передвижение тележки осуществляется вдоль моста по проложенным рельсам на 4 ходовых колесах. Кинематическая схема механизма передвижения тележки представлена на рис.5. Рис.5. Кинематическая схема механизма передвижения тележки. Привод колесной пары от электродвигателя с электромагнитным тормозом через редуктор. Колеса передвигаются по рельсам. На тележке установлена лебедка подъемная для груза. Скорость передвижения тележки номинальная - от 0.65 до 1.0 м/с. 3. Механизм подъема. Механизм подъема представляет собой подъемную лебедку барабанного типа. Кинематическая схема механизма подъема представлена на рис.6. Барабан лебедки с намотанным на него канатом приводится во вращение двигателем с тормозом через редуктор. К канату крепится грузозахватывающее устройство - крюк. Для механизмов подъема наибольшее применение получили полиспасты, которые передают движение от барабана к крюку. Среди грузозахватывающих устройств чаще всего применяются крюк или электромагнит. По грузоподъемности мостовые краны условно делятся на малые (от 5 до Ют.), средние (от 10 до 20т.) и крупные (более 50т). На тележках мостового крана грузоподъемностью более 15т. устанавливается 2 механизма подъема: главный и вспомогательный. Подвод электропитания - от главных троллеев, уложенных вдоль подкранового пути, по скользящим токосъемникам. Питание грузозахватывающего устройства осуществляется гибким кабелем. Рис. 6. Кинематическая схема механизма подъема. Управление механизмами крана из кабины оператора-крановщика, в которой установлены контроллеры и командокон-троллеры. Аппаратура управления и резисторы расположены на мосту. 1.3.Режимы работы и требования к приводу лифта. Электроприводом должна обеспечиваться: - жесткость механической характеристики, - плавность пуска и торможения при условии, что ускорение и замедление не превышают допустимых значений, - минимальное время переходных процессов, - точность остановки кабины на уровне пола этажа, режим работы — повторно-кратковременный или длительный. Рекомендуется устанавливать на: • тихоходные лифты — АД с короткозамкнутым ротором или фазным ротором, • быстроходные — АД двухскоростные, обеспечивающие понижение скорости при остановке или с фазным ротором, в случае ограниченной мощности сети, • скоростные — систему «Г-Д» с магнитными, электромашинными или тиристорными усилителями для питания обмотки возбуждения генератора, • высокоскоростные — систему «ТП-Д», наиболее перспективную и обеспечивающую наиболее оптимально законы управления.